Роль dj

По материалам семинара Анастасии Помогаевой dj Radistka (сентябрь 2009)

Что делает ди-джей на милонге?

Первое что приходит в голову – ставит музыку. Чем ему еще заниматься?

На мой взгляд, первое что стоит учесть в ди-джейском процессе, это место и роль dj на милонге.  

  1. Ди-джей не музыкальный автомат, его работа включает в себя не только включение ноутбука и постановку музыки, иначе его проще было бы заменить на набор компакт дисков или специальную программу.
  2. Ди-джей не учитель музыки (просвещение танцующих на предмет «а вот какую еще мелодию\орекстр\певца я нашел – не основная задача dj, более того, dj-ю следует всегда помнить о возможности впасть в искушение просветительства и контролировать свои посылы выдать как можно больше новых треков). Безусловно, поиск новых мелодий и оркестров – необходимая и даже обязательная часть ди-джейской работы, но злоупотреблять ей все же не стоит. Милонга не должна быть испытанием для танцоров на прочность (а если вспомнить, что большая часть танц-пола это танцоры с опытом до 2 лет танцевания, можно вполне понять тчо для них танцевание только под незнакомую музыку может быть слишком сложной работой). На мой взгляд, постановка новых ненаслушанных танцорами танго – штука достаточно сложная. По результатам размышлений и советов с коллегами (привет DJ Davarix), на настоящий момент времени я пришла к мнению, что оптимальный вариант – сбор и постановка полностью новой танды, где все мелодии будут одинаково ненаслушанными. Это справедливо и однозначно для танцоров – хочешь рискнуть под новую для себя музыку –рискуй, не хочешь – можно пересидеть.
  3. Ди-джей не исследователь-экспериментатор (позиция «а, вот, я сейчас вам поставлю, вы у меня попляшите\ посмотрим как вы справитесь с этой задачкой и т.п. недопустимое отношение ди-джея к танцующим). 

Ди-джей на милонге создает настроение, атмосферу, максимально способствующую тому, чтобы максимальное число пришедших людей танцевало. 

Несмотря на то, что статус ди-джея, безусловно, выделяет отдельного человека, неплохо будет понимать, что одновременно он догружает и определенной ответственностью. Мне не редко доводится сталкиваться со мнением что «прикольно быть ди-джеем и управлять всеми этими людьми на танцполе». Хотелось бы сразу расставить точки над Ё – ди-джей никем не управляет. Да, он может влиять на настроение и состояние собравшихся (и порой очень сильно). Но это влияние обоюдно. Отношение к ди-джейству как к однонаправленной (от тебя в зал) деятельности, кажется мне абсолютно неприемлемой (если не сказать – вредной для дела). Наблюдение за реакциями танц-пола, установление связи (наподобие контакта в паре), обмен энергетикой и настроением – абсолютно двунаправленный процесс. Ди-джей на милонги – посредник, от того насколько хорошо он управляет своей эмпатией, как может настроить себя на зал и зал на себя, зависит успех его дела и понимание что ставить в конкретный момент времени. 

Ди-джейская жизнь нелегка и потому, что Ди-джей всегда не прав – те всегда, на любой милонге найдутся те кому не понравилось. Как бы хорошо вы не делали свою работу, всегда будут люди слишком отличающиеся от вас по восприятию музыки, которым ваш подбор музыки будет не близок. Это важные для вас люди. Нужно стараться услышать и узнать их мнение. Не для того чтобы посыпать голову пеплом или отмахнуться. А чтобы вычленить из недовольства то рациональное зерно, что там есть – как правило, именно в этих упреках содержатся указания на ваши слабые стороны. Обычно оно гипертрофировано и порой в обидной форме – так и хочется пустить мимо ушей, снабдив едким комментарием, однако, предлагаю удержаться от этого искуса и принять к сведению информацию. А в случае накопления одних и тех же претензий – подумать над тем как можно их учесть без потерь в общем концепте вашего ди-джейства. 

Кроме того, ди-джей должен очень чутко чувствовать и соблюдать баланс личных и общественных интересов. В свое время я начала ди-джеить потому что мне не очень нравилось то как ставили музыку на милонгах (это типичная причина, примерно 50% ди-джеев начинают именно в силу того, что считают что могут лучше; вторая половина, ввязывается в это дело просто по случайному стечению обстоятельств). Итак, вы решили, что точно знаете чего не хватает на милонгах, или просто какая-то музыка вам нравится больше чем другая. И вот, тут придется искать золотую середину между тем что нравиться вам и тем что хочется слышать танцующим.

С одной стороны, если бы ди-джеи ориентировались только на зал мы бы до сих пор танцевали бы под Querer, Por Una Cabeza и прочий Gotan.

С другой, я все же исповедую принцип «добровольно и с песней»* — те так поставить то что нравится тебе, чтобы всем было хорошо. Поэтому поиск идеального решения будет вашей задачкой втечение всей ди-джейской деятельности. Собственно я надеюсь, что информация изложенная в этом и последующих материалах облегчит эту непростую задачу. 

Статистический критерий, который я использую, чтобы замерить уровень взаимопонимания с залом. Правило 50%: если на протяжении 2-3х танд на вашей милонге сидит (не танцует) более половины пришедших – что-то идет не так. Понятно, что все в мире относительно, и что это правило тоже нужно применять с оговорками (например, смешно его применять в первый час милонги или в конце долгой, ночной), однако, в качестве маркира оно работает хорошо и показательно. Отдельно хочу обратить внимание на показатель продолжительности замера – 2-3 танды, он здесь не спроста. Втечение милонги бывают периоды спада танцующих (некоторые вы будете делать осознанно, некоторые просто в силу естественного цикла танцевания). По-этому  если на 1 танду у вас вдруг «исчез» народ с танц-пола – падать в обморок от ужаса или биться в истерике еще не надо.  Возможно — это неудачная танда в данный момент времени. Возможно – это закономерный спад. Но вот если 3 танды у вас вцелом народ пляшет, но примерно такое же количество сидит, общается, скучает – увы, у вас есть повод для беспокойства. Опять же – бывают милонги исключения: например, малочисленные в принципе, или когда танцоры устали (был длинный фестиваль) и т.д. и т.п.