La Tango

1. Танго — слово мужского рода. El tango. Но те тенденции, которые сегодня начали проявляться в танго, ставят под сомнение мужскую природу современного танго. Если раньше танго создавали и развивали мужчины, то сегодня, похоже, активная роль постепенно переходит к женщинам. Причины, по котором это происходит, мне неизвестны, я не социолог, не культуролог и не готова выстраивать спекуляции не тему возрастания женской активности в мировой цивилизации. Я просто наблюдаю, отмечаю некоторые факты, которые кажутся мне значимыми, и делюсь эти наблюдениями с вами.

2. Изначально женщина в танго — скорее муза и лирический персонаж танго-поэзии. За первые десятилетия песенного танго этот образ тоже менялся: женщина-мать, о которой безмерно тоскует лирический герой — юная, наивная дева, прельстившаяся роскошью жизни и теперь расплачивающаяся за свое легкомыслие — коварная изменница, бросившая героя и заставляющая его страдать. Большинство текстов, написанных в 1910-1930 гг и посвященных женщинам укладывается в эти незамысловатые сюжеты. Проверить это можно с помощью todotango.com.

3. Первые серьезные изменения в современном танго начались, похоже, благодаря исполнительницам танго, певицам. Любопытный момент: мы можем назвать немалое количество певцов, исполнявших танго.Их имена хорошо известны нам благодаря записям с оркестрами. Raul Beron, Armando Moreno, Carlos Dante, Floreal Ruiz, Alberto Podestá, Roberto Rufino, Ernesto Famá, Jorge Omar, Ignacio Corsini, Alberto Echagüe, Héctor Mauré, Jorge Valdez, Raúl Iriarte, Roberto Ray, Roberto Goyeneche, Alberto Castillo… Я перечислила только самые известные имена и наверняка кого-нибудь достойного пропустила. Что же до женщин, певших танго, то такой же популярности добились немногие. Конечно. они были очень популярны, но их было значительно меньше. Наиболее известными, пожалуй, из них стали Либертад Ламарк, Нелли Омар, Ада Фалькон, Мерседес Симон и Тита Мерелло. По крайней мере именно эти имена на слуху. У каждой из них был свой образ, свой голос своя манера исполнения. Но что интересно: во-первых, они исполняли мужские песни, те танго, которые изначально были написаны от мужского имени. Текстов, где с самого начала «Я», лирический герой от которого ведется повествование, был бы женщиной просто не существовало. И второе, на что хочется обратить внимание — тот образ, который создавали певицы. Они могли быть царственны или лиричны, игривы или коварны в своих сценических образах, но они всегда пели для мужчин. Сморите сами:
нежная Ада Фалькон

царственная Либертад Ламарк
YouTube Трейлер

сдержанная Нелли Омар
YouTube Трейлер

Традиция такого женского пения для мужчины сохранялась долгое время. Вот, например, запись 1971 года. танго в это время существовало преимущественно в концертном варианте и женский вокал стал более мощным и экспрессивным. Но рядом с Д’Арьенцо любая женщина знает свое место:)
«Nada mas» — Juan D’Arienzo y Mercedes Serrano.

Но что-то неуловимо изменилось в этом мире. И женщины, поющие танго, стали более известны, чем мужчины. Сегодня можно увидеть большое количество разных исполнительниц танго и гораздо меньше исполнителей. Да и на вскидку, если спросить кто сегодня поет танго, в памяти всплывают Адриана Варела и Мария Грана. Если кто-нибудь может назвать столь же известных современных певцов — буду признательна за расширение моего кругозора.
Второй момент. который хочется отметить: изменилась внутренняя позиция исполнительницы. Она стала более самостоятельной что ли, независимой… Даже при исполнении классических вещей, вокал и образ все меньше похожи на «вот женщина поет для мужчин».
Вот Malena в исполнении Либертад Ламарк
А вот Malena в исполнении Адрианы Варелы
YouTube Трейлер

Я вижу и слышу здесь совершенно разную внутреннюю позицию. А вы?
Ну и наконец, главное, что случилось — «Я» в танго стало обозначать не только мужчину, но и женщину, появились специальные «женские» танго.
MILVA — «Maria de Buenos Aires»

«Yo soy» — стало женским, вот что произошло.

4. Но на вокале женщины не остановились. Они, можно сказать покусились на святое. Они взяли в руки бандонеон!
«Оркестр типика» — это мужской оркестр. Бандонеон — это мужской инструмент! «По-настоящему» бандеон и бандонеонисты это так:

Но что мы видим теперь? Наверное можно смириться с тем что из трех скрипок — две женщины. Но когда из 5 бандонеонов (на одном из которых играет сам Медерос) два — женщины…

И становится ясно, что на бандонеоне — инструменте сильно непростом — женщины сегодня играют не хуже мужчин.

Причем не только в далекой Аргентине, но и в родных пенатах тоже. Вот, например, Наталия Козлова, Санкт-Петербург

5. Ну и наконец про танец.
Про танец я могу сказать еще меньше слов. На танец надо смотреть. Прежде всего, мн хотелось бы чтобы вы посмотрели, как танцевали раньше. Прошу вас обратить внимание не на технику танца или хореографию. Посмотри в пространство между партнерами — именно там можно увидеть или почувствовать какие на самом деле отношения царят в паре. Женщины всегда танцевали для мужчин и кто в доме главный — не вызывало ни малейшего сомнения.
Вот знаменитое видео великого Эль Качафаса и его партнерши Карменситы Кальдерон. Обычно все смотрят на партнера. Я же прошу вас посмотреть на Карменситу и на то, что происходит в паре.(1933 год)

А вот Карменсита уже в 1970 году.

И еще одна знаменитая запись — 2005 год, 100-летний юбилей Карменситы. Живая легенда, великая Карменсита, а все равно главный в паре — мужчина)

</lj-embed>
Ну и чтобы вы не думали, что это такая особенность Карменситы, в доказательство еще одна старая запись — Lita y Jose Mendez Tango 1951

Наверное, выражение «кто в доме главный» равно как и «она танцует для него» не совсем удачные. Можно еще сказать, что «мужчина танцует партнершей», что «<я> партнерши не больше чем <я> мужчины». Может быть, вам удастся подобрать какие-то более точные слова, выражающие суть этих отношений… Мне действительно сложно это выразить словами.
Это что-то связанное с образом «правильных» отношений, «правильных» ролей между мужчиной и женщиной. Это что-то, что подчеркивает разницу между мужчиной и женщиной.
Очень хорошо это видно и комментируется в следующем видео:

Обратите внимание, что Жеральдин, воспитанная старыми милонгерами, так и танцует. Другая техника, но отношение…
При этом в середине 90-х в женском танцевании произошла тихая революция. В 1994 году Грасиэла Гонсалес начала преподавать женскую технику. Почему революция? Да потому то до этого момента женщин специально отдельно никто не учил. Женщины учились танцевать в руках мужчин и у мужчин. Это была пока еще тихая революция. Громкая началась совсем недавно — года 3-4 назад, когда в обучении женщин на первый план вышла такая характеристика как «активность». Опять же, не мне судить, почему вдруг стало необходимым говорить женщинам об очевидном: старые милонгеры не были пассивны в своем танцевании. Но может быть что-то поменялось в самих женщинах, приходящих учиться танго? За последние несколько лет сама тема «роль женщины в танце» стала безмерно актуальна и получила массу вариантов воплощения. Интересно, как менялись в танце сами женщины, являющиеся сегодня признанно лучшими на танго-олимпе.
Вот, например, Милена Плебс. О Милене я узнала из статьи Анны Политковской, опубликованной в 2000-м году. Я до сих пор считаю эту статью — лучшим текстом, написанным о танго по-русски.
Вот как танцевала Милена с Зотто:

И вот она же прошлым летом. Как любят писать в блогах «Плебс и ее мужчины»

Не менее любопытно как изменилось танцевание Грасиэлы.
Вот она в 1991 году со своим учителем и партнером Пуппи:

А вот она же год назад. Обратите внимание на несколько секунд это записи (с 1:50-2:10 когда она танцует с Маноло)

Может быть, это только мои домысли, но у видела, как внутренне что-то изменилось в Грасиэеле, как будто внутренне она стала такой же как на видео с Пуппи.

В ходе обсуждения этой темы на No bailen! стало очевидно, что это действительно проблема, это действительно вопрос, который не имеет сегодня ответа типа «как лучше», как правильно» Что-то происходит и мужчины и женщины ищут каждый для себя ответы на эти вопросы о роли женщины. Эти вопросы могут выливаться в бурные баталии на форуме gotango — кто для кого танцует, что значит женская «активность», «как строятся партнерские отношения». Эти вопросы выливаются в разные представления о технике: «ведется ли хиро в каждый шаг, или мужчина только задает направление?» и т.д. Звучат разные мнения, даже в одной паре мнения мужчины и женщины могут не совпадать (Себо однажды на уроке произнес: «Я знаю, Марианна считает иначе и учит иначе, но…»
Вопросы есть, а значит что-то действительно происходит, какая-то революция, которая имеет к нам непосредственное отношение. И это очень интересно:)